Стелла Адлер известна как единственная американская актриса, обучавшаяся у великого Станиславского. Первоначально она была близка в своих взглядах с Ли Страсбергом, о системе которого мы рассказывали совсем недавно. Но позднее отвергла его метод. У неё возникали вопросы по поводу правильности поиска аналогичных эмоций и чувств в собственном опыте для создания нужного образа. По словам самой Адлер, если это и есть актёрство, то она в нем участвовать не хочет. Ключевым поворотным моментом в её карьере стала встреча с К. С. Станиславским, который к тому времени пришёл к выводу: воображение, а вовсе не эмоция, является движущей силой актёрства. Переосмысливая опыт великого режиссёра и свой собственный, Стелла Адлер приходит к выводу о необходимости создания своей собственной актёрской школы. И школа появилась — в 1949 году, в Нью-Йорке.
Основа метода Стеллы Адлер, как это можно уже понять, воображение. И его необходимость для успешного создания образа требует от актёра постоянного роста как личности, самосовершенствования и самообразования, познания нового. По мнению Адлер, актёр должен постоянно расти над собой, ставить новые цели и добиваться их. Для личностного роста жизненно необходимы: познание природы (человеческой, в том числе), искусства (в широком смысле этого слова, не ограничиваясь только театральным), истории. Природу Стелла Адлер считала неисчерпаемым источником для развития актёрского воображения, метафорой самой жизни, её роскоши и разнообразия. Например, среди базовых упражнений её метода был следующий: наблюдать за природным объектом (цветком, травинкой, листком, камешком), а затем описать его в классе так, чтобы остальные представили этот объект воочию. И только затем переходить к созданию образа цветка на сцене.
Важность наблюдения за человеческой природой, также постоянно подчёркивалась педагогом. Она сравнивала актёров с тайными агентами, которые постоянно наблюдают и изучают грани и нюансы человеческого характера. Искусство Адлер называла диалогом между людьми разных культур и эпох, а историю — попыткой увидеть свою собственную жизнь на фоне грандиозных цивилизационных событий.
Метод Адлер базируется на “трёх китах”. Первое — воображение в основе всего. Для его развития применяются специальные техники и упражнения. Особое внимание уделяется овладению действиями и пониманию, как именно их определяют внешние обстоятельства. Второе — работа над образом, персонажем. Актёр, согласно методу, должен “войти” в новый образ, обретя себя самого — нового, более совершенного. Как говорила сама Адлер, чем сильнее актёр вживается в создаваемый им образ, тем ближе он становится к самому себе, своей сути. Третье — интерпретация сценария, анализ текста, который также должен быть построен на воображении.
Стелла Адлер указывала, что половина актёрской работы связана с внутренними переживаниями (тренировка воли, эмоций, воображения), а вторая половина — с внешними действиями (физические упражнения, отработка походки, тренировка голоса). И эти “доли” равны, иначе создать достоверный и жизненный, живой образ не удастся. Её коронная фраза — “в вашем выборе ваш талант!” — стала девизом для нескольких поколений замечательных актёров