Оказывается, существует целый ряд факторов, которые навсегда перекрывают для молодого человека или девушки путь к заветной мечте. В основном, эти факторы связаны с состоянием здоровья. Как это связано? Самым непосредственным образом. Если у человека, мечтающего стать актёром, имеются серьёзные проблемы с сердцем, то дорога на актёрский факультет ему заказана. Это не случайность и не перестраховка: актёрское мастерство — это постоянное переживание глубоких и ярких эмоций, это игра “на грани”, в состоянии нервного напряжения. Нетрудно представить, как опасно такое напряжение для больного сердца. К сожалению, известны трагические случаи, когда актёры умирали в буквальном смысле на сцене, поэтому таких потенциальных ситуаций стараются избегать. По этой же причине “забракуют” абитуриентов с невралгических и психическими заболеваниями, с проблемами с артериальным давлением и т. д.
Второе препятствие к актёрской профессии — какое-либо пагубное пристрастие (игромания, алкоголизм, наркотическая зависимость). Опытный зритель наверняка сходу припомнит немало обратных примеров — актёров, которые, несмотря на зависимости, блистали на сцене или экране, получали звания “народных” и “заслуженных” и любовь публики. Это так, но в последнее время имеется тенденция к ужесточению правил дисциплины, так как срывы съёмок или спектаклей из-за “проблем” актёра слишком дорого обходятся всему коллективу, как в материальном плане, так и в смысле репутационных потерь.
Третий фактор понятен сходу: актёром не может быть человек с необратимыми речевыми дефектами. Стоит подчеркнуть: именно необратимыми. Если такая проблема исправима, то все будет зависеть только от целеустремлённости и дисциплинированности будущей звезды. Взять, к примеру, замечательного комедийного актёра Иль Олейникова, известного всем по передаче “Городок”. Когда он поступал в театральный вуз, по его собственным воспоминаниям, вся приёмная комиссия сползла под стол от хохота, когда он, с сильным местным акцентом, да ещё и шепелявя, начал рассказывать им басню. Талантливого юношу все-таки приняли, но с предупреждением — до первой же сессии решить проблему с речью.
Однако далеко не все дефекты можно исправить и порой даже очень талантливому человеку стоит признать своё поражение. Актёра не бывает без его главного инструмента: речи.
Нарушение координации — ещё одно препятствие к сцене. И здесь причины тоже ясны сразу: наряду с речью тело является актёрским инструментом, и владеть им актёр должен идеально. В этом же ряду нарушения слуха и зрения, причём серьёзные.
Вообще, планируя свой жизненный путь и выбирая актёрскую профессию, необходимо трезво оценивать свои силы. Насколько вы здоровы физически? Насколько трудоспособны? Насколько выносливы? Профессия актёра, как известно, изнурительная и выматывающая — как физически, так и психологически. Это существование в постоянном нервном напряжении, балансировка между восторгом и отчаянием. Это необходимость выходить на сцену или сниматься даже в болезненном состоянии: ведь далеко не всегда можно подобрать дублёра, а это значит, что спектакль отменят, съёмки сорвутся, огромный коллектив будет вынужден простаивать. Если человек, зная все эти нюансы, все-таки не видит себя нигде, кроме как в кино или театре, значит, он настоящий актёр.