Прием первый - обязательная распевка. Распевка - это своеобразный “разогрев” голоса, подготовка его к дальнейшим упражнениям. “Распеваться” можно с любым вокальным материалом. Например, напевать свои любимые песенки или просто мелодию со звуками “а-а-а-а” или “эй-ей-ей”.
Прием второй - “подъем по лесенке”. Это упражнение отлично расширяет вокальный диапазон. Сначала следует пропевать нижние ноты, а затем “двигаться” по диапазону вверх, все выше и выше, вплоть до самых высоких нот, какие вы сможете взять. Дойдя до своего предела, снова “спускайтесь” голосом к нижним нотам. Это упражнение стоит проделать несколько раз, причем начинать со средних нот, присущих именно вашему диапазону, а потом уже переходить к верхним и нижним.
Прием третий - дыхание диафрагмой. Правильное дыхание - основа песни, это подтвердит любой вокалист. При дыхании диафрагмой, на вдохе первым должен подниматься живот, но не грудь! Обратите на это особое внимание. Попробуйте такое упражнение: выпрямитесь, но не напрягайтесь при этом, и попытайтесь пропеть фразу “ха-ха” на скорости - чтобы ощущались толчки воздуха, выходящие из живота.
Прием четвертый - “мячик”. Попробуйте спеть высокую ноту так, будто активно бросаете вперед мячик, т.е. максимально энергично.
Прием пятый - несколько “не”. Не допускайте, чтобы ваши связки пересыхали, это очень вредно для голоса! Пейте больше воды. Избегайте чрезмерного напряжения голоса. Вы не должны ощущать в горле боль. В момент, когда вы берете ноты верхнего регистра, не поднимайте голову и не направляйте взгляд вверх. Избегайте спешки, не старайтесь добиться всего и сразу.
Прием шестой - “короткие распевки”. Существуют распевки, которые как бы выводят звуки из гортани вперед. Например, “момомомомо”. Применять их очень полезно для формирования высоких нот.
Прием седьмой - “зевки”. Как ни странно, этот способ очень эффективен. Суть его проста: на высоких нотах следует слегка зевнуть, а во время репетиций можно даже усиленно. Таким образом нёбо оказывается в таком положении, когда формируется отличная вокальная позиция - мышцы гортани расслабляются, и ваш голос выходит вперед (к зубам).
Прием восьмой - “объем”. Если во рту сохраняется объем, то петь высокие ноты становится легче. Для сохранения объема рот следует держать “буквой о”, а язык опускать вниз.
Прием девятый - начинаем с низких нот. Эта техника очень полезна для растягивания связок. Сначала начните петь так низко, как только сможете. И только потом пробуйте петь высокие ноты. Но и здесь важно не перестараться, ведь в иначе можно вообще утратить способность брать ноты верхнего регистра.
Прием десятый - визуализация. Как ни странно, такой психологический прием очень помогает в любом деле. В том числе, и в пении. Представляйте себе, как звуки выходят из вашего тела. “Услышьте” свой голос - свободный, красивый и легкий, стремящийся на свободу без всякого напряжения.
И, конечно же, постоянно практикуйтесь! Это правило должно стать для вас первым и основным. Конечно, без излишнего фанатизма - не стоит петь при болезненных ощущениях или напрягать все силы, пытаясь “выдавить” нужную ноту. Пусть пение станет для вас, прежде всего, удовольствием - занятием, доставляющим только радость.