Если задаться целью определить самых популярных актеров СССР ХХ века, то эта задача будет не из легких. Так вышло, что советский кинематограф дал миру целую плеяду блестящих мастеров экрана, которые и по сей день радуют нас, заставляют смеяться, плакать, задумываться на важнейшими вопросами бытия. Так что определить “самых-самых”, пожалуй, что невозможно. Но отдать дань уважения, рассказав хотя бы о некоторых из них, все же стоит.
Николай Афанасьевич Крючков пришел в профессиональное кино из художественной самодеятельности. Он происходил из трудовой семьи, учился на гравера при знаменитой Трехгорной Московской мануфактуре и там же дебютировал на сцене в местном театральном коллективе. Когда Крючков поступил в школу актерского мастерства, работать на мануфактуре он не бросил, совмещая трудовую деятельность и учебу. Первая роль в кино досталась ему в 1933 году. А в 1939 году на экраны страны вышел фильм “Трактористы”, сделавший его знаменитым. За несколько лет Крючков стал ведущим советским киноактером и создавал на экране образы мужественных героических людей, хотя его талант позволял актеру играть и комедийные, и отрицательные роли. За свою жизнь Крючков исполнил около 120 киноролей.
Николай Николаевич Рыбников был настоящим кумиром кино в 50-60 годы ХХ века. В основном, он исполнял роли простых парней трудовых профессий — да так, что его считали “своим” в любом уголке нашей страны. На самом деле Рыбников продолжил артистическую династию — его отец также был актером, только драматического театра. Он решил попробовать себя в искусстве в юные годы, закончил ВГИК (мастерскую С.А.Герасимова и Т.Ф.Макаровой, выпустившую немало прекрасных актеров и актрис) и совсем скоро успешно дебютировал в кино. Несмотря на то, что его амплуа “хорошего советского парня” сложилось практически сразу, Рыбникову были по плечу очень сложные драматические роли — Хлестакова, Дон Жуана, Жюльена Сореля. К сожалению, эта сторона его таланта не была раскрыта в полной мере. Как знать, если бы все сложилось по-иному, Рыбников смог бы выйти на мировой уровень и встать вровень с лучшими зарубежными актерами тех лет. А возможно, и превзойти их.
Самый узнаваемый актер СССР, безусловно, Юрий Владимирович Никулин. Фильмы с его участием входят в золотой фонд отечественного кинематографа и давно уже разобраны на цитаты. Никулин также происходит из артистической семьи были актерами драмтеатра в г. Демидове. После службы в армии и двух войн — советско-финской и Великой Отечественной — Юрий Владимирович сделал попытку поступить во ВГИК. Но это ему не удалось. Удивительно, но приемная комиссия не нашла в нем актерских способностей. И тогда Никулин сделал судьбоносный шаг: поступил в школу-студию при Московском цирке. Так начиналась его актерская карьера. На большом экране Никулин дебютировал в 1958 году. Роль была эпизодическая, но его талант разглядели сразу же. Славу Никулину принесли комедийные роли, однако актер был способен на большее — в его карьере были и глубокие драматические роли (Кузьма в “Когда деревья были большими”, Некрасов в “Они сражались за Родину”), и трагедийные (монах Патрикей в “Андрее Рублеве”).
Пожалуй, самым обаятельным и располагающим к себе актером можно назвать Евгения Павловича Леонова. Интерес к актерству проснулся в нем достаточно рано: в 5 классе Леонов записался в школьный драмкружок. Но осознание своего призвания пришло к нему не сразу. Школьные годы Леонова пришлись на период Великой Отечественной войны, так что сразу после 7 класса он устроился на завод учеником токаря. Затем поступил в авиационный техникум, но покинул его после 3 курса ради Московской экспериментальной театральной студии. В кино Леонов дебютировал в 1948 году. А настоящая слава пришла к нему после съемок в комедии “Полосатый рейс”, где Леонов исполнил роль буфетчика-”дрессировщика тигров”. Помимо кино Евгений Леонов играл в театре “Ленком”, озвучивал мультфильмы.
Любимец советских кинозрителей, невероятно харизматичный, музыкальный, пластичный Андрей Миронов — сын актеров Александра Менакера и Марии Мироновой. Он рос в артистической среде и его профессия была практически предопределена. Закончив Щукинское театральное училище, Миронов стал актером Московского театра Сатиры и в том же году сыграл в кинофильме “Три +два”, где его партнерами были Нилов, Жариков, Фатеева и Кустинская. И театральная, и кинокарьера Миронова складывались удивительно удачно. Актеру удавалось воплощать самые сложные и неоднозначные образы. И все они отличались удивительным обаянием. Помимо работы в театре и кино, Андрей Миронов был занят в телевизионных проектах, озвучивал мультфильмы, работал на эстраде.
Актеру Георгию Вицину удалось, кажется, невозможное: он смог победить время. Такова была невероятная сила его таланта. В 38 лет он сыграл глубокого старика — деда Мусия, в комедии “Максим Перепелица”. А в 47 лет — молодого простака Мишу Бальзаминова в экранизации пьесы Островского. Да так, что никому из зрителей и в голову не пришло усомниться, подходит ли он на эти роли.