Неотъемлемая часть вступительных экзаменов — это “презентация” самостоятельно подготовленной программы (“репертуар”). Играет ли подбор литературных произведений ключевую роль в поступлении или он не слишком важен? Некоторые педагоги театральных вузов считают, что важнее не то, что абитуриент прочитает перед приемной комиссией, но то, КАК он это сделает. В этом мнении, безусловно, есть рациональное зерно. Но при поступлении мелочей, как известно, не бывает. Поэтому лучше подготовить то, что вы, во-первых, хорошо знаете. А во-вторых, произведения, которые нравятся лично вам, звучат намного выгоднее, чем малоизвестные и не вызывающие у вас эмоций.
Но что делать, если сам жанр, допустим, басни вам не по душе? Вспомните, что вы будущий актер, и вам должно быть все равно, что читать. Это рабочий материал, ваша будущая работа! Отнеситесь к этому, как к творческой задаче.
Опытные преподаватели советуют при подборе репертуара остановить внимание на популярных классических произведениях — баснях, стихах и прозе, а также сделать подборку из современного творчества. После того, как вы наметили ряд произведений для прочтения перед комиссией, потрудитесь выучить их наизусть. Недопустимо во время прослушивания подглядывать в шпаргалки! Помимо основного “набора” произведений будет полезным подготовить запасные варианты. Особенно это касается стихов - пусть в вашем репертуаре будут и юмористические, и лирические, и даже трагические стихи. Но какие-то заумные философствования, в которые нельзя вложить эмоции, будут явным провалом.
Почему именно стихи, басня и проза? Все просто: эти формы помогают показать ваше дарование с разных сторон. Стихотворение демонстрирует то, насколько вы эмоциональны, а также обладаете ли вы чувством ритма. Прозаический отрывок - способны ли вы передать слушателям информацию и смысл, заложенные автором, привлечь и удержать их внимание. Басня - способность к перевоплощению.
Ошибкой будет выбор как чрезмерно легкого и “избитого” произведения, так и слишком сложного. Например, монолог Гамлета или Отелло по плечу далеко не всем профессиональным актерам, не говоря уже об абитуриентах. Так что не стоит переоценивать собственные силы. Постарайтесь придерживаться “золотой середины”. Еще один промах - задействовать школьную программу. Это означает идти по пути наименьшего сопротивления и вряд ли вызовет одобрение комиссии.
Слишком длинные отрывки прозы вряд ли понадобятся: стандартное время прослушивания — полторы, максимум две минуты. Но если ваша манера подачи настолько впечатлила комиссию, что вас попросили читать еще, то просто задействуйте запасные варианты. Для того они и готовятся! Ошибкой будут сплошные монологи или реплики от лица человека противоположного пола.
Обычный выбор среди басен — произведения либо Ивана Крылова, либо Сергея Михалкова. И это не случайность! Они легко заучиваются наизусть, в этих произведениях можно отлично изображать эмоции.
При выборе стихов постарайтесь заглянуть в собственную душу и понять, откликается ли выбранное произведение, способны ли вы понять и разделить чувства автора. Если да, это стихотворение будет лучшим.
И — начинайте готовиться, репетировать, отрабатывать! Если ваша судьба — стать актером и иного пути вы для себя не мыслите, то поступите обязательно, даже несмотря на промахи и препятствия. Все зависит исключительно от ваших стараний и способностей.