Актерское мастерство - не только и не столько вдохновение и импровизация. Это ежедневный труд, отработка роли, образа, практика, основанная на трудах великих учителей и созидателей театрального искусства. Сегодня мы расскажем о некоторых наиболее известных и востребованных актерских системах.
Первой в этом списке будет, конечно же, система Станиславского. Это своеобразный фундамент, на котором так или иначе основываются более современные системы и техники. Суть ее состоит в “проживании роли”. Другими словами, актер должен не просто сыграть назначенную ему роль, а вжиться в нее, прочувствовать, примерить на себя существование и характер персонажа. Исполнителю роли в этом случае предстоит сложная задача. Ведь очень трудно на основании нескольких реплик понять всю глубину и смысл поступков человека.
Одним из ближайших соратников К.С.Станиславского был Николай Васильевич Демидов. Они работали вместе свыше тридцати лет, и Демидов считался одним из ведущих специалистов по системе Станиславского. Хотя со временем он начал указывать учителю на некоторые недостатки системы и предлагать нововведения. Частично они были приняты, но некоторые и отвергнуты, например “этюдная техника”. Именно она легла в основу системы Демидова. Суть ее в следующем: Демидов утверждал, что после того, как актер изучит пьесу, в его подсознании уже существует образ будущей роли, как смутное ее предчувствие. Творческая интуиция исполнителя помогает ему проникнуться ритмом и атмосферой будущего художественного образа.
Следующий метод, названный по имени его создателя Сэнфорда Мейснера, базируется на системе Станиславского. Основное правило метода: “актеры должны правдиво жить в воображаемых обстоятельствах”. То есть, реагировать на окружение так, как если бы ситуация происходила на самом деле. Между прочим, по системе Мейснера предпочитают работать такие голливудские звезды, как Дайана Китон и Том Круз.
Система Станиславского вдохновила и Ли Страсберга, развившего идеи великого русского режиссера и педагога. Метод Страсберга помогает в тренировке воображения и эмоций, которые, в свою очередь, способствуют воссозданию реальной атмосферы и правдивого поведения. Этой техникой пользуются Дастин Хоффман, Анджелина Джоли и Скарлетт Йоханссон.
Стелла Адлер - ученица самого Станиславского. Система Адлер основана на его трудах и разработках Страсберга. Ее особенность - подключение воображения к эмоциональному отклику. Стелла Адлер написала знаменитое “Руководство игры”, где излагает основные принципы методики. А среди последователей системы Адлер такие известные актеры, как Марлон Брандо, Роберт де Ниро, Мелани Гриффит, реалистичность игры которых отмечают многие критики.
Нельзя не упомянуть и о системе Михаила Чехова, еще одного ученика Станиславского и племянника Антона Чехова. Ее отличает психофизический подход к актерской игре: с полной концентрацией на разуме и теле, а также с осознанностью чувств и эмоций. По системе Чехова учились многие западные актеры, среди которых Энтони Хопкинс и Джек Николсон.
Техника Уты Хаген - это принцип полного реализма и правды во всем. Согласно ей актёры должны использовать свой собственный жизненный опыт, а также связанные с ним воспоминания и эмоции для отработки сцен.
Техника Виолы Сполин имеет и второе название - “Театральные игры”. Это система упражнений, построенных на импровизации и спонтанности. По утверждению Сполин каждый актер должен жить моментом и реагировать на обстоятельства так, как это было бы в реальной жизни, во внезапной и непродуманной ситуации.
Разумеется, актерских систем и техник существует гораздо больше - здесь перечислены только самые известные и востребованные. Эффективность их безусловна: ведь огромное количество звезд экрана и театра применяли и применяют эти техники в своей работе.
Автор - Ника Терентьева