Трудно ли заплакать по необходимости? На этот вопрос ежедневно отвечают сотни актеров, которые должны сыграть печаль, страх, отчаяние, горе, обиду, разочарование и прочие сильные эмоции. Причем сделать это максимально естественно: так, чтобы зритель смог поставить себя на место героя и испытать аналогичные чувства.
В «багаже» профессионального актера немало приемов и хитростей. Что же предлагается для слез?
Технические методы
Самый простой способ, которым часто злоупотребляют начинающие звезды, – это специальный карандаш-стик. Едкий ментол, входящий в его состав, раздражает глаза, и слезы льются ручьем. За неимением карандаша сойдет и луковый сок: тут уж не заплачет только самый стойкий!
Чуть более сложный, но естественный способ – не моргать какое-то время. Именно это средство использует актриса Дженнифер Лоуренс, если ей не удается «поймать» нужное настроение. А ее коллега, актриса Брайс Даллас Ховард несколько раз зевает, что в итоге приводит к слезам.
Психологические методы
Однако большинство профессионалов предпочитает все-таки психологические методы. Их несколько, и первый – это грустное воспоминание. Метод, рекомендуемый самим Станиславским! Согласитесь, что практически у каждого человека в жизни происходило событие, мысли о котором до сих пор доводят его до рыданий. Способ эффективный, но очень уж тяжелый – ведь заставить себя мысленно вернуться к тяжелым жизненным моментам очень болезненно. А ведь для достижения цели рекомендуется представить себе печальное событие в мельчайших деталях. Но чего не сделаешь ради успеха проекта. Известен такой факт: Гэри Олдмэн, только что расставшийся с Умой Турман, просматривал совместные фотографии перед съемками в фильме «Дракула» режиссера Копполы. Это помогало ему создать нужный настрой.
Некоторые актеры рекомендуют сопереживать своему персонажу, ставить себя на его место и представлять в предлагаемых обстоятельствах. Так, например, поступает звезда фильмов “Прочь” и “Черное зеркало” Дэвид Калуя.
Режиссерские методы
Если нужная эмоция все еще не достигнута, на помощь приходит режиссер. И на какие только ухищрения не идут творцы ради достижения нужного эффекта! Приемы могут быть крайне жесткими. Знаменитый Альфред Хичкок на съемках фильма «Птицы» швырял чаек в лицо исполнительнице главной роли Типпи Хедрен. Своей цели он добился, но в итоге актриса от напряжения впала в истерику и ее пришлось помещать в больницу. Стенли Кубрик грубыми выпадами нарочно доводил до слез Шелли Дюваль, исполнительницу роли Венди в «Сиянии».
Достается на съемочной площадке и детям-актерам. Без всяких скидок на возраст режиссеры могут найти болевую точку – так, чтобы ребенок заплакал искренне. На съемках фильма «Сирота казанская» юный актер Миша Филипчук заплакал, когда на его глазах разбили только что подаренную машинку. Впрочем, сразу после удачного кадра ему вручили новую. А исполнитель роли Ивана в «Ивановом детстве» Николай Бурляев заплакал после предложения Тарковского вообще отменить съемки.
Однако настоящим профессионалам зачастую не требуются ни «технические средства», ни грустные воспоминания, ни окрик режиссера. Они просто «включают» нужную эмоцию в подходящий момент, доведя до совершенства свои актерские навыки. Именно так поступают «оскароносная» Мерил Стрип, ведущий российский режиссер и актер Никита Михалков. А Маргарита Терехова однажды специально продемонстрировала свое умение сыграть любую эмоцию на камеру: за считанные секунды она перешла от громкого веселого смеха к рыданиям. Но подобные умения достигаются порой годами тренировок и постоянным совершенствованием этого навыка.
Автор - Ника Терентьева