Фильмы, действие которых происходит в морских глубинах, невероятно эффектны и зрелищны, и привлекают особое внимание киноманов. Но несколько минут экранного времени скрывают за собой огромный труд по организации съемок.
В современном кинематографе существует немало приемов, позволяющих создать “подводный” эффект. А ведь когда-то кинематографисты придумывали самые смелые и неожиданные решения, чтобы угнаться за сюжетом. Взять, к примеру, культовый советский фильм “Человек-амфибия”. Чтобы снять уходящего под воду Ихтиандра оператор, надев акваланг, вместе с камерой уходил под воду в специальной тележке. Сама же тележка двигалась по рельсам, проложенным с пляжа в глубь воды. Часть съемок проводилась в огромном аквариуме, куда специально запустили редких рыб и морских животных. Но как раз “аквариумный” способ съемок новаторским не был. Этот прием известен с 1904 года, когда Жорж Мельес впервые использовал его в фильме “Русалка”, а потом в 1907 году в фильме “20 тысяч лье под водой”.
Известный на весь мир кинооператор Павел Клушанцев изобрел новый способ подводных съемок для фильма «Люди морского дна. Морская техника». Это произошло в 1939 году. Первоначально он задумал специальный водолазный шлем, к которой крепилась операторская камера. Но по состоянию здоровья погружаться Клушанцев не мог, а остальные операторы не умели управлять камерой такого типа. Тогда из шестиметровой пароходной трубы был сделан “стакан” с застекленными окошками. Его погружали на глубину, и через окошки операторы вели съемку.
В Голливуде была очень популярна техника dry-for-wet. Она применяется и по сей день и представляет собой имитацию действий под водой в обычном сухом павильоне. Другими словами, актеры просто имитируют движения под водой. Впервые такую технику применили в фильме “Багдадский вор” в 1924 году. Подводные сцены снимали через марлю, применялась также рапидная съемка, а по всему павильону на тонкой леске подвесили водоросли.
Режиссер Джеймс Кэмерон, готовясь к съемкам фильма “Титаник”, основательно подошел к делу. Он воспользовался услугами российских подводников - арендовал научно-исследовательское судно “Мстислав Келдыш” и глубоководные батискафы. Всего команда вместе с режиссером совершили 12 погружений, и каждое занимало несколько часов. Там, на глубине свыше 3 километров они применяли специальную глубоководную камеру. Ее сконструировал Майкл Кэмерон, брат режиссера. Так были сделаны уникальные подводные кадры, которые затем включили в фильм.
В наши дни развитие компьютерных технологий сделало возможным “дорисовывать” на компьютере подводные сцены. Однако и тут бывают свои сложности. Например, никак не удается искусственно воссоздать преломление света в воде - для этого приходится пропускать свет прожектора через настоящий аквариум. Поэтому чаще всего на съемках применяют комбинацию различных методов.
Из последних примеров: при работе над “Формой воды” Гильермо дель Торо использовалась техника dry-for-wet. Актеры во время съемок висели на специальных тросах. Одновременно была задействована дымовая завеса, а в ней “прятались” осветительные приборы, создающие иллюзию подводного свечения. Затем некоторые элементы сцен были “дорисованы” при помощи компьютера. И - заключительный этап. Из кадров убрали все лишние элементы (тросы и т.д.). А затем “добавили” пузырьки. Так, в несколько этапов был создан настоящий подводный мир. Зато эротическая сцена между главными героями снималась уже не в павильоне, а в огромном бассейне. Для этого была построена декорация комнаты героини. На втором этапе ее установили на гидравлический подъемник. И во время съемок опустили в воду бассейна.
Настоящие погружения - самый сложный и опасный способ съемок. Именно поэтому никто из команды, участвовавшей в съемках фильма “Бездна”, не захотели затем сотрудничать с Джеймсом Кэмероном. Исключением стал только Майкл Бин. При работе Кэмерон отказался от каскадеров. Все участники съемок получили сертификаты дайверов. Сами съемки проводились в котловане недостроенной ядерной электростанции, причем по ночам, для создания нужного эффекта. Актерам и операторам приходилось то и дело подниматься наверх для декомпрессии. Причем Кэмерон погружался наравне со всеми, чтобы руководить процессом, а затем просматривал отснятые кадры в барокамере.
Колоссальный труд стоит за съемками обычного фильма, а уж подводные съемки усложняют задачу в несколько раз. Только преданные своему делу люди могут вынести все связанные с этим сложности, что и демонстрируют успешные фильмы, которым рукоплещут миллионы зрителей.
Автор - Ника Терентьева